Договоры - особенности составления, налоговые последствия

В современных условиях часто возникает ситуация, когда предприниматели при подготовке хозяйственных договоров, используют для их составления только нормы гражданского законодательства. Желание защитить свой бизнес от недобросовестных действий партнеров является приоритетным. И это правильно!

Однако. многие забывают о том, что изучать такой договор будет еще и налоговый инспектор, цель которого совсем иная: проверить сделку или отдельные операции по ней на предмет уклонения от уплаты налогов в бюджет. А также на наличие налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговой нагрузки, в т.ч. путем неучета объектов обложения, неправомерно заявленных льгот и пр. Причем, если такие факты будут выявлены (по мнению налогового органа), доказывать свою невиновность придётся не только проверяемому лицу, но и его партнерам по бизнесу!

Как показывает практика, к такому повороту событий многие оказываются совершенно не готовы, так как не анализируют условия своих контрактов с позиции налогообложения. Чтобы помочь предпринимателям не допускать подобных ошибок, необходимо рассмотреть (в том числе и на примерах из судебной практики) отдельные требования налогового законодательства, которые обязательно должны быть учтены при составлении того или иного договора.

К указанным требованиям могут быть отнесены вопросы налоговой оптимизации или необоснованной налоговой выгоды, а также наличие (или отсутствие) должной осмотрительности при выборе контрагента.

Учитывая опыт многочисленных обращений со стороны хозяйствующих субъектов, наиболее оперативной формой консультирования по указанным проблемам стало общение в режиме «вопрос - ответ». В качестве примеров ответов на некоторые обращения, поступившие от организаций и предпринимателей ниже предлагается подборка материалов по конкретным хозяйственным ситуациям. Если тематика какого-либо из них привлечет ваше внимание и возникнут дополнительные вопросы - напишите мне

Вопрос

Дата публикации: 07.06.2018
Тематика: особенности оформления договоров различных видов  
посмотреть ...
x
Тематика:  особенности оформления договоров различных видов

Вопрос    [дата публикации: 07.06.2018]

Каким образом нашему бюджетному учреждению здравоохранения поставить на учет помещения медкабинетов в детсадах и школах, полученные на условиях безвозмездной аренды? Какими документами это оформляется, по какой цене нам необходимо принимать имущество к учету?


Ответ:

С 1 января 2018 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется несколько федеральных стандартов для организаций госсектора, в том числе:

  • федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС «Концептуальные основы»);
  • федеральный стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС «Аренда»).

Согласно требований СГС «Аренда», в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных пунктами 12-14 этого стандарта, объекты учета аренды классифицируются:

  • либо как объекты учета операционной аренды;
  • либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Так как исходя из текста заданного вопроса невозможно понять, что подразумевается под «безвозмездной арендой», то можно отметить следующее. Оформление и заключение договора безвозмездного пользования регламентируется главой 36 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Законом не установлен конкретный срок для такого соглашения. При желании стороны могут отказаться от договора на условиях ст. 699 ГК РФ, предварительно уведомив об этом. Таким образом, если:

  • договор безвозмездного пользования имуществом (нежилым помещением) заключен на неопределенный срок,
  • бюджетными ассигнованиями учреждения-арендатора предусмотрены расходы на содержание такого имущества на весь период бюджетного цикла,
то право пользования таким имуществом (нежилым помещением) признается активом, который можно классифицировать как объект учета операционной аренды на условиях пунктов 12, 26 СГС «Аренда», исходя из непрерывности деятельности учреждения и принимая во внимание рыночную стоимость арендных платежей по аналогичным объектам имущества. Такое мнение высказал Минфин РФ в своем письме от 07.03.2018 № 02-07-10/14794.

При отражении в бюджетном учете объектов операционной аренды следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», направленными письмом Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, также размещенными на официальном сайте Минфина РФ в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет».


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 23.05.2018
Тематика: особенности оформления договоров различных видов  
посмотреть ...
x
Тематика:  особенности оформления договоров различных видов

Вопрос    [дата публикации: 23.05.2018]

Как скажутся изменения в фед. законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ на форме наших договоров? Какие изменения нужно предусмотреть в Положении о закупках?


Ответ:

Согласно ч. 2.1. ст. 2 фед. закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон № 223-ФЗ) с изменениями, вступающими в силу с 01.07.2018, государственные органы и организации, исполняющие полномочия учредителей (собственников) бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить те учреждения и предприятия, для которых применение типового положения является обязательным.

На основании ч. 2.5. ст. 2 закона № 223-ФЗ утвержденное типовое положение должно быть размещено в единой информационной системе (ЕИС) в течение 15 дней с даты его утверждения. При этом, согласно ч. 4 ст. 2 этого закона, дочерние общества могут принять решение о присоединении к положению о закупке в 15-тидневный срок и разместить это решение в ЕИС.

С 01.07.2018 положением о закупке должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливаться правила их осуществления (ст. 3 закона № 223-ФЗ). Порядок осуществления конкурентной закупки (конкурсы, аукционы и запросы) в электронной форме на электронных площадках установлен статьями 3.2, 3.3, 3.4 закона № 223-ФЗ. Все документы, участвующие в электронных закупках (от заявки до проектов протоколов) формируются на площадке с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также с указанной даты действуют положения ч. 25 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ о праве заказчика предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в т. ч. порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

В случае необходимости, с 01.07.2018 необходимо отразить в положении о закупке порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки (ст. 3.6 закона № 223-ФЗ).

Если сведения о проводимой закупке составляют государственную тайну или по ней принято соответствующее решение Правительством РФ, с 01.07.2018 действует ст. 3.5. «Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом».

В соответствии с ч. 3 ст. 4 закона № 223-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с его требованиями (в действующей редакции), утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не будут соответствовать таким требованиям, после 01.01.2019 считаются не размещенными в ЕИС.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 18.04.2018
Тематика: особенности оформления договоров различных видов  
посмотреть ...
x
Тематика:  особенности оформления договоров различных видов

Вопрос    [дата публикации: 18.04.2018]

Как правильно составить соглашение о расторжении договора с элеватором (ОСНО), который принял наше зерно по накладным, и заключить дополнительное соглашение с другой организацией (УСН) о том, что наше зерно теперь у них?


Ответ:

Исходя из текста обращения можно сделать вывод, что элеватор является налогоплательщиком НДС, а договор с ним на хранение зерна завершится в сентябре 2017 года. После расторжения договора с элеватором предполагается заключение аналогичного договора с лицом, не являющимся налогоплательщиком НДС.

Исходя из этих условий, а также для минимизации вредных налоговых и иных последствий от указанных сделок, можно порекомендовать следующее:

  • при расторжении договора с элеватором получить от него Акты выполненных работ(услуг) за период действия договора, а затем осуществить возврат своего зерна к себе на баланс, оформив с элеватором соответствующие товаросопроводительные документы;
  • при заключении нового договора хранения (а не дополнительного соглашения), передать организации-хранителю своё зерно на основании соответствующих товаросопроводительных документов.

Таким образом старый договор хранения будет закрыт (при отсутствии с вашей стороны задолженности по оплате за хранение), а новый договор вступит в силу на основании документов, подписанных вами и вашим контрагентом. При этом взаиморасчёты всех участвующих сторон будут очищены от последствий действий третьих лиц и возможности ссылаться в будущем на такие действия и(или) последствия.


закрыть окно ...

Публикация

Дата публикации: 06.03.2018
Тематика: публикации в изданиях  
посмотреть ...

Поддержка

малого бизнеса

Особым направлением деятельности является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), а также физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности (ФЛЗПД).

Кроме повседневной работы с указанными лицами, возможно заключение договоров с Центрами поддержки предпринимательства различных регионов России, в соответствии с которыми субъекты СМСП, расположенные на их территории, получают бесплатное консультирование по вопросам гражданского, трудового, бухгалтерского, налогового законодательства, в т.ч. в части применения региональных нормативных актов в их текущей деятельности...
подробнее ...

Публикации

в изданиях

Эксперт-консультант Эсаат Ф Самединов является автором многих статей по тематике учета, налогообложения и правового сопровождения деятельности как коммерческих, так и бюджетных организаций.

Опубликованные материалы охватывают самый широкий спектр вопросов, в т.ч. связанных с оформлением различных сделок, формированием учетной политики, ведением бухгалтерского, налогового и управленческого учета, налогообложением организаций различных правовых форм и т.п.

Кроме того, в этих материалах рассмотрены и практические вопросы: от порядка заполнения первичных документов (например, на валютный платеж) до принципов составления договоров с учетом требований Налогового Кодекса... подробнее ...