Бюджетный учет: ответы на вопросы учреждений госсектора

В связи с распространением действия отдельных положений Налогового Кодекса РФ на деятельность многих бюджетных организаций, от них все чаще стали поступать вопросы, связанные с налогообложением тех или иных операций.

Кроме того, в текущем году стала востребованной консультационную помощь по вопросам применения отдельных положений федеральных стандартов для организаций государственного сектора, таких как федеральный стандарт «Основные средства», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н, стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н, стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н и другие.

Более подробно информацию по конкретным вопросам применения бюджетного учета можно посмотреть ниже:

Вопрос

Дата публикации: 17.12.2018
Тематика: учет заработной платы в бюджетном учреждении  
посмотреть ...
x
Тематика:  учет заработной платы в бюджетном учреждении

Вопрос    [дата публикации: 17.12.2018]

Мы бюджетное учреждение. Как нам правильно оформить удержание из заработной платы работника излишне выплаченной ему заработной платы?


Ответ:

В рассматриваемом случае, согласно ст. 1102 ГК РФ, излишне выплаченная заработная плата признается неосновательным обогащением и должна быть возвращена работником учреждению (см. письмо Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-10/9341).

Если причиной излишне начисленной заработной платы явилась счетная ошибка бухгалтерии (см. письмо Роструда от 01.10.2012 № 1286-6-1), то возврат такой суммы возможен одним из нескольких способов, в том числе:

  • добровольный возврат работником в кассу учреждения;
  • удержание из заработной платы работника по приказу руководителя учреждения.

В последнем случае учреждение вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для таких выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ).

При отражении в учете анализируемых операций, необходимо воспользоваться п. 18 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, согласно которому ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

При оформлении подобных операций необходимо помнить, что если причиной переплаты заработной платы явилась недостаточная квалификации бухгалтера, то такие суммы не могут быть удержаны из зарплаты работника, получившего переплату. В этой ситуации взыскание, как правило, производится с работника, допустившего ошибку.

Кроме того, при любом способе возврата переплаты необходимо произвести перерасчет НДФЛ по указанным суммам.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 14.11.2018
Тематика: налогообложение бюджетного учреждения  
посмотреть ...
x
Тематика:  налогообложение бюджетного учреждения

Вопрос    [дата публикации: 14.11.2018]

Мы бюджетное учреждение, получили внереализационный доход от сдачи металлолома, образовавшегося при разборке (демонтаже) основных средств. Придется ли платить налог на прибыль?


Ответ:

Что касается уплаты налога на прибыль, то бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают его в общеустановленном порядке, причем такие налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и иной деятельности (см. письмо МФ РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68).

Для целей налогообложения налогом на прибыль установлено несколько категорий доходов:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав - в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы - в соответствии со ст. 250 НК РФ;
  • доходы, не учитываемые при определении налоговой базы - в соответствии с закрытым перечнем ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС. Оценка такого дохода в целях налогового учета проводится исходя из рыночных цен (п. 5 и п. 6 ст. 274 НК РФ), в целях бухгалтерского учета - по справедливой стоимости (п. 47 фед. стандарта для организаций госсектора «Основные средства», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н).

Таким образом, доходы в виде металлолома, полученного в результате ликвидации ОС, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в данном случае - в качестве внереализационных. Датой получения внереализационного дохода признается дата составления акта ликвидации ОС и оприходования металлолома.

Выручка от реализации металлолома в целях налога на прибыль считается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). В этом случае, согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на цену приобретения (создания) реализуемого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. втором п. 2 ст. 254 НК РФ, с учетом того обстоятельства, что стоимость металлолома списывается на расходы по мере его реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Более подробно данный вопрос рассмотрен в письме Минфина РФ от 10.08.2012 № 03-03-06/1/400.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 05.11.2018
Тематика: использование доходов автономным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  использование доходов автономным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 05.11.2018]

Мы являемся автономным учреждением. Подскажите, можно ли с доходов от сдачи имущества в аренду платить заработную плату и производить другие расходы?


Ответ:

Если имеются ввиду доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением его собственником или приобретенного за счет его средств, то без согласия собственника учреждение не вправе распоряжаться таким недвижимым имуществом (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При согласии собственника автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность - но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (абз. 2 п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом необходимо помнить, что такие доходы будут подлежать налогообложению НДС и налогом на прибыль организаций, но с учетом ограничений, установленных НК РФ.

Что касается указанных в обращении расходов, то согласно ст. 252 НК РФ они должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом спецификой для автономного учреждения будет ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет приносящей доход деятельности, т.к. имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования не подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Более подробно отдельные аспекты рассматриваемого вопроса изложены в письмах Минфина РФ от 20.06.2018 № 03-07-11/42116, от 02.10.2017 № 03-03-05/64008.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 21.10.2018
Тематика: оформление расходов бюджетным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  оформление расходов бюджетным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 21.10.2018]

Бюджетное учреждение на праве безвозмездного пользования занимало кабинет. Произошел пожар, при котором уничтожено имущество и документы. Как оформить списание?


Ответ:

Согласно фед. закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пожар относится к чрезвычайной ситуации. Действия учреждения в таких случаях предусмотрены фед. стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС КО).

В соответствии с требованиями п. 81 СГС КО, в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, проведение инвентаризации является обязательным. Причем причина ее проведения должна быть оформлена следующими документами (см. письмо Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-07-11/67464):

  • справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • протокол осмотра места происшествия;
  • акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания.

Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела, а при наличии подозреваемых - справкой о возбуждении уголовного дела. При этом необходимо помнить, что признать лицо виновным может только суд.

На основании п. 20 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), инвентаризация активов и обязательств проводится учреждением в случаях, когда ее проведение является обязательным. Проводит иныентаризацию постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (далее по тексту - комиссия), руководствуюясь положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Указания № 49).

Что касается уничтожения или порчи пожаром первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета то, согласно п. 16 Инструкция № 157н, указанная выше комиссия должна расследовать причины их уничтожения, порчи, выявить виновных лиц, а также принять меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

По мере проведения инвентаризации членами комиссии производится заполнение соответствующих описей и актов, формы которых утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н), в т.ч. такие формы как:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
  • Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 16.08.2018
Тематика: оформление расходов бюджетным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  оформление расходов бюджетным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 16.08.2018]

По какому КВР нужно производить оплату воспитателей, медработника и т.п., принятых муниципальным бюджетным учреждением по договорам гражданско-правового характера на период работы детского лагеря?


Ответ:

Вначале определимся с терминологией. В данном вопросе под аббревиатурой КВР (код вида расходов) и КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) понимаются соответствующие термины в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Согласно подстатье 226 раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 65н, по данной подстатье КОСГУ отражаются расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 - 225. В рассматриваемом случае начисление вознаграждений по договорам гражданско-правового характера на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, отражается по подстатье 226 КОСГУ. Тем более, что расходы на медицинские услуги в ней прямо поименованы.

Согласно п. 5(1).2. раздела III Указаний № 65н рассматриваемому случаю соответствует код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», предусматривающий, в том числе, оплату договоров на оказание услуг по обучению (образовательных услуг).

Что касается оформления акта выполненных работ (оказанных услуг), то необходимо обратиться к Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Согласно п. 128 Инструкции 174н, начисление вознаграждения по договорам ГПХ на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, отражается на основании акта (иного документа, предусмотренного договором согласно обычаям делового оборота) в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции.

Так как Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых в т. ч. государственными (муниципальными) учреждениями, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, не содержит необходимого документа то, в данном случае, учреждение может разработать собственную форму акта или использовать ту, что применяется в бухгалтерской программе, в которой ведется бюджетный учет. Но и в том, и в другом случае форму необходимо утвердить в учетной политике для целей дальнейшего использования в деятельности учреждения.


закрыть окно ...

Публикации

в изданиях

Руководитель фирмы Эсаат Ф Самединов является автором многих статей по тематике учета, налогообложения и правового сопровождения деятельности как коммерческих, так и бюджетных организаций.

Опубликованные статьи и материалы охватывают самый широкий спектр вопросов, в том числе связанных с формированием учетной политики, ведением бухгалтерского и иного учета, налогообложением деятельности коммерческих и бюджетных организаций.

Кроме того, в этих материалах рассмотрены различные практические вопросы: от порядка заполнения первичных документов (напр. требования-накладной или валютного платежного поручения) до способов отражения в учете текущих изменений законодательства (например порядок оформления кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники)... подробнее ...

Ответы

на вопросы

Еще одним актуальным направлением деятельности является поддержка заинтересованных пользователей в режиме «вопрос - ответ».

Вопросы могут быть любыми, но непосредственно связанными с осуществлением хозяйственной дейтельности. Причем не имеет значения, каким лицом эта деятельность осуществляется: коммерческой или бюджетной организациями, либо индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского фермерского хозяйства.

Как показывает практика, коммерческие субъекты больше интересуются вопросами налогообложения (ОСНО и спецрежимы), а бюджетные учреждения больше волнуют особенности оформления тех или иных расходов (с учетом изменений КОСГУ, КВР) и правильного их отражения в учете.

Кроме того, для любого бюджетного учреждения особую важность имеют вопросы, связанные с оприходованием или списанием различных видов имущества, включая особо ценное. Это и понятно, ведь в большинстве случаев вопросы госимущества жестко регламентируются и требуют к себе очень внимательного отношения.