Правовые вопросы ведения бизнеса

Важной составляющей бухгалтерского обслуживания является предоставление консультаций, связанных с правовым обеспечением деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Такое консультирование дает возможность исключить разного рода ошибки, которые либо уже имеют место, либо могут быть допущены в текстах хозяйственных договоров (и приложений к ним) при оформлении различных сделок в ходе хозяйственной деятельности.

При этом большое значение имеют не только вопросы грамотного оформления отношений с внешними контрагентами (поставщиками, покупателями и др.). Не менее важным является корректное составление внутренних нормативных актов самого экономического субъекта: от приказа по учетной политике – до положения об индексации заработной платы. Также необходимо отметить, что в последнее время множество запросов со стороны хозяйствующих субъектов связано с оформлением текущих изменений законодательства, которые должны быть ими своевременно применены.

С учетом многочисленных обращений со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, практика работы с ними подсказала, что наиболее востребованной формой консультационной поддержки стало общение в режиме «вопрос – ответ». При этом могут быть рассмотрены как специфика организационно-правовой формы, которой оформлен тот или иной бизнес, так и особенности его госрегулирования, включая условия работы на территориях различных субъектов Российской Федерации.

Ниже, в качестве примеров из практики представлены некоторые обращения, поступившие от юридических лиц и предпринимателей. Если тематика какого-либо из них привлечет ваше внимание – напишите мне

Вопрос

Дата публикации: 27.12.2018
Тематика: регулирование предпринимательской деятельности  
посмотреть ...
x
Тематика:  регулирование предпринимательской деятельности

Вопрос    [дата публикации: 27.12.2018]

По решению единственного участника ООО он передает недвижимость по акту передачи имущества в качестве неденежного вклада в Уставный капитал ООО. Как это оформить? Какую применить стоимость: рыночную или кадастровую?


Ответ:

В данном случае должны применяться требования п. 2. ст. 15 фед. закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым при номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой неденежными средствами в размере более чем 20000 рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик.

Номинальная стоимость доли, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком. После чего денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале, утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

В соответствии с требованиями п. 9. ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», утв. приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н и п. 12. ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений», утв. приказом МФ РФ от 10.12.2002 № 126н, первоначальная стоимость основных средств, внесённых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается в размере их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Сложившаяся арбитражная практика также подтверждает тот факт, что в случае принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решений, не соответствующих стоимости, приведенной в отчёте независимого оценщика, такие сделки должны признаваться судом недействительными, решения должностного лица - незаконными, решения органа юридического лица - не имеющими юридической силы (см. п. 3. информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»).


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 24.12.2018
Тематика: порядок отнесения к субъектам малого бизнеса  
посмотреть ...
x
Тематика:  порядок отнесения к субъектам малого бизнеса

Вопрос    [дата публикации: 24.12.2018]

К какой категории субъектов малого предпринимательства относится наше фермерское хозяйство, имея среднесписочную численность 112 человек, а совокупный годовой доход 64 млн. рублей?


Ответ:

На основании п. 1 ст. 3 фед. закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с данным законом к малым, средним и микропредприятиям, сведения о которых внесены в единый Реестр СМСП.

Согласно ч. 1 ст. 4 закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 этой же статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. В целях отнесения указанных лиц, в т.ч. крестьянских (фермерских) хозяйств к СМСП должны выполняться следующие условия (пункты 2 и 3 части 1.1.):

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: до 100 человек для малых предприятий (до 15 - для микропредприятий), и от 101 до 250 человек для средних предприятий (исключение для лёгкой промышленности на основании п. 2.1.);
  • совокупный доход каждого субъекта, полученный им от осуществления всех видов предпринимательской деятельности по всем налоговым режимам за предшествующий календарный год, и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМСП.

В настоящий момент действует постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265, определяющее предельные значения таких доходов для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 120 млн. рублей;
  • малые предприятия - 800 млн. рублей;
  • средние предприятия - 2 млрд. рублей.

На основании ч. 3. ст. 4. закона № 209-ФЗ, категория СМСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1 и 3 части 1.1. ст. 4 (за некоторыми исключениями).

Таким образом, суммируя всё вышеперечисленное приходим к выводу, что ваше фермерское хозяйство должно быть включено в Единый реестр СМСП в качестве среднего предприятия. Основанием для этого послужит ваш отчёт о среднесписочной численности за 2017 год, с показателем, превысившим 100 человек.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 20.12.2018
Тематика: законодательное регулирование рекламы  
посмотреть ...
x
Тематика:  законодательное регулирование рекламы

Вопрос    [дата публикации: 20.12.2018]

Основным видом деятельности нашей организации (ООО) является розничная торговля лекарственными средствами. Как действующее законодательство регулирует нормы рекламы для аптек?


Ответ:

Деятельность аптечных (фармацевтических) организаций регулируется различными законодательными актами. Ввиду их многочисленности, рассмотрим основные, с учетом специфики заданного вопроса.

Согласно п. 47 ч. 1 ст. 12 фед. закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с требованиями ст. 8 этого закона, лицензионные требования устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, должны, в том числе, соблюдать правила работы с лекарственными средствами (препаратами), в соответствии с требованиями фед. закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - закон № 61-ФЗ), который также содержит нормы, регулирующие вопросы рекламы лекарственных средств.

Несмотря на то, что статьей 13 закона № 61-ФЗ допускается реклама лекарственных препаратов (если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), тем не менее указанный закон включает в себя главу 14.1, которая содержит ограничения, налагаемые на организации, осуществляющие деятельность по обращению лекарственных средств. Например статью 67.1, которая запрещает предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о лекарственных препаратах, или ст. 67, которая гласит, что информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, если рекламные материалы соответствуют инструкции по применению таких препаратов.

Что касается рекламы не только лекарственных средств, но и медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, то общие требования и ограничения к такой рекламе установлены фед. законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Например, общие требования к ее распространению установлены ст. 5 данного закона, а ограничения содержатся в ст. 24, которая достаточно обширна. Поэтому рекомендуется ознакомиться с ее содержанием прежде, чем создавать, а тем более публиковать, рекламные материалы, связанные с аптечной деятельностью.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 29.09.2018
Тематика: регулирование предпринимательской деятельности  
посмотреть ...
x
Тематика:   регулирование предпринимательской деятельности

Вопрос    [дата публикации: 29.09.2018]

Какую отчетность должен сдать индивидуальный предприниматель на ОСНО (с работниками) при снятии с учета как индивидуальный предприниматель? В какие сроки?


Ответ:

Если под «снятием с учета» подразумевается государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП), то данная процедура регулируется фед. законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Представление документов для регистрации прекращения деятельности в качестве ИП в связи с принятием им такого решения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ и включает в себя:

  • заявление о прекращении деятельности по форме № Р26001;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.

Что касается сроков подачи отчетности, то они регулируются соответствующими статьями НК РФ, в зависимости от вида налога или взноса. Например:

  • по НДФЛ - в соответствии с п. 3 ст. 229 НК РФ - в случае прекращения предпринимательской деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде;
  • по страховым взносам - в соответствии с п. 15 ст. 431 НК РФ - в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

И так далее, по каждому налогу включительно, в сроки, установленные соответствующей статьей НК РФ, регулирующей подачу конкретной декларации или расчета.


закрыть окно ...

Вопрос

Дата публикации: 27.11.2017
Тематика: регулирование предпринимательской деятельности  
посмотреть ...
x
Тематика:   регулирование предпринимательской деятельности

Вопрос    [дата публикации: 27.11.2017]

Трудовой инспекцией на нашу организацию был наложен административный штраф. ООО ликвидируется. Могут ли неоплаченный организацией штраф перенести на учредителя?


Ответ:

Согласно п. 1. ст. 3. фед. закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - закон № 14-ФЗ) общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исходя из этого требования, при осуществлении ликвидации ООО должно погасить штраф за счёт своего имущества.

При этом может возникнуть неприятная ситуация, связанная с неуплатой административного штрафа в срок, что может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо иное наказание. Это предусмотрено ст. 20.25. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Если в результате такого увеличения имущества ООО станет недостаточно для покрытия недоимки, ФНС (либо иное лицо) имеет право подать в суд о признании общества банкротом, чтобы применить положения п. 3. ст. 3. закона № 14-ФЗ, а именно, чтобы возложить на учредителей (участников) субсидиарную ответственность по обязательствам общества.

Субсидиарная ответственность не ограничивается размером уставного капитала и должна соответствовать долгу перед кредитором. Однако в этом случае, для привлечения учредителя к субсидиарной ответственности, необходимо будет доказать причинно-следственную связь между его указаниями и наступившим вследствие этого банкротством.


закрыть окно ...

Публикации

статей, материалов, обзоров

Налоговое

и иное консультирование

Осуществляется по вопросам правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства, в т.ч. в части практики применения нормативных актов гражданского, налогового, бухгалтерского и трудового законодательства, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, в т.ч. по вопросам финансового планирования, оптимизации бизнес-процессов и т.п.

Кроме перечисленного, помощь оказывается и при подготовке ответов на запросы контролирующих органов, при составлении пояснительных записок и подготовке прочей необходимой документации.